Насилие – элемент воспитания?
Открытая лекция для организаций по защите прав женщин и детей. Метод формирования необходимого уровня осознанности и сочувствия у молодого поколения как предотвращение насилия.
Со словом «насилие» у нас ассоциируются очень страшные вещи: побои, сексуальные домогательства, унижение личности. Сейчас уже мало кто из сознательных родителей верит в истинность фразы «Меня вот били, и ничего — человеком вырос». Мы понимаем, что насилие над ребенком плохо отражается на его будущем.
Но… Вот вопрос, что же считать насилием?
- Поставить шалуна в угол, чтобы успокоился — это насилие?
- Шлепнуть по попе, чтобы пришел в себя и запомнил — это насилие?
- А всякого рода угрозы — что заберет бабайка?
- А перестать разговаривать, просто игнорировать его?
А если все ограничения рассматривать как насилие — то как без физического воздействия управлять малышами, на которых еще не могут подействовать никакие уговоры? И если все же — о, чудо! — у нас получилось без всякого насилия обучить ребенка правилам поведения в социуме, как он войдет в этот самый социум? Туда, где возможны окрики, где дерутся мальчишки и дразнятся девчонки?
Поговорим об этом?
Насилие обширно представлено не только в воспитании, но в целом в организации жизни современных людей.
Насилие начинается с зачатия.
Если ребенка не хотят, а наслаждаются сексом, но зачинается ребенок — это насилие по отношению к нему. Природа человека в любви и принятии, особенно детская природа. Если ребенок нежеланен — это противоестественно и насильственно. Такие дети взрослеют в атмосфере вечной претензии: «я ради тебя... из-за тебя я столько вытерпел(а)».
И первой осознанностью вдруг оказывается гнев: «а я не просила меня рожать!». Более осознанные умудряются простить родителей и полюбить себя. На что могут уйти годы терапии, ибо подорвана базовая потребность в «праве существования».
В разных странах по разному организована защита матери и ребенка. В развитых получше, в неразвитых похуже. Мать оказывается в материальной и, как следствие, психологической зависимости от мужчины, если у нее на счету нет суммы, которой хватит на три года жизни :)), мало кто может этим похвастаться. Если у женщины нет родственников, которые в любой момент поддержат и защитят, это тоже является условием для процветания насилия, и оно широко распространено. Иногда даже родственники помогают «гнобить» молодую мать: «это не так, то не эдак,не справляешься».
Как вы думаете, кто страдает больше всего?
Ребенок. Мать оклемается, а у ребенка заложится программа бессознательного, в которой есть насилие. Как она развернется — неизвестно, мозг и психика не линейны, а многогранны в своем проявлении.
Насилие в детском саду — это вообще особая история.
С благими намерениями и желанием взрастить новое поколение, например, детей заставляют есть. Вдумайтесь! Вас надо заставлять? Вы будете есть, если вас заставлять? Но с детьми это делают и сами родители. Видимо, остались послевоенные страхи недоедания, и они изрядно отстают от реалии. Если раньше детей-дошкольников взвешивали, чтобы убедиться, что они набирают вес, то сейчас это нужно делать, чтобы предотвратить переход в стадию скорого ожирения.
Еда должна поступать в рот только по желанию ребенка, иначе это насилие, которое сопровождается угрозами и манипуляциями. «А то гулять не пойдешь, конфету не дам, не вырастешь, мама расстроится». А эти установки могут в измененном виде сопровождать человека всю жизнь. Например, стыд, если тарелка не пуста, привел одну мою клиентку к лишним 20 кг. И случаи нарушения пищевого поведения стали причиной открытия множества психологических центров по снижению веса.
Насилие в образовании.
Детей заставляют сидеть столько, сколько не физиологично. Эта детская насильственная гиподинамия вызывает со временем разные сбои в здоровье. Детей учат через страх получить плохую оценку, стыд не ответить или не понять. Сейчас насилия к детям меньше, чем 100 лет назад, но до человечности, осознанности еще далеко.
Ненасильственное обучение и воспитание прекрасно описано у Монтессори. Но не все педагоги, называющие себя Монтессори-педагогами, это реализуют в полной мере, потому что насилие не исчезает по нашему желанию, оно следствие злости, неудовлетворенности, незрелости — а эти проблемы не решаются только одним желанием.
Если вы родитель, то можно захотеть быть лучшим родителем своему ребенку и учиться этому. Это прекрасно получается в личной терапии, в которой вы рассматриваете взаимодействие с ребенком. Это отличается от обучения. Это пропускание правил через себя, анализируя свое детство и свою жизнь. И с каждым днем осознанно вносятся коррективы по отношению к себе и к ребенку, как собственное решение.