В прошлом номере Обозревателя я обещал рассказать об Абхазии, которая, как и Северный Кипр, всё ещё остаётся непризнанной республикой. В 2012 году наша семья больше полугода провела в этом удивительно красивом крае, живя в домике в предгорье с видом на море, выше знаменитого новоафонского монастыря. Оттуда тоже в ясную погоду видны горы черноморского побережья Турции, как из сейчас из нашей северокипрской виллы видны турецкие горы её средиземноморской стороны.
Алексей Хохлатов. Многодетный отец, путешественник, интернет-предприниматель, писатель, фотограф. На Северном Кипре с февраля 2013.
Также как и Турецкая Республика Северный Кипр (ТРСК), Абхазия отвоевала свою независимость, только не в 1974, а в 1991 году, и с тех пор развивается как самостоятельное государство под покровительством России, равно как и Кипр — под покровительством Турции.
Первоначально мы задумывали переезд семьи после Абхазии на Южный Кипр, буквально ничего не зная о Северном. Но разобравшись в вопросе поняли, что надо ехать не на европейскую территорию, а на более живописное побережье ТРСК.
Когда на греческой стороне острова прогремел на весь мир финансовый кризис, мы убедились в правильности выбора не только по соображениям природной красоты. Однако о природе.
Природный ландшафт
Уникальность абхазской природы — в наличии на одной, довольно малой территории сразу нескольких климатических зон. Природа там пышная, всё кругом зелено, прибрежные горы покрыты густой растительностью до самых вершин. В общем, и выбор-то наш пал на Абхазию именно из-за её природы, ибо у нас родился шестой ребёночек в семье на шестом месяце беременности, и три месяца провёл в московской больнице. Там, на природе, все последствия этого стресса для него были сглажены, и сейчас он замечательно растёт и развивается. Спасибо Матушке! И медицине тоже спасибо.
И вот, отправляясь на Северный Кипр, я осознанно настраивался, что природа будет не так щедра на зелень и глаз не будет радоваться такими красками, как в Абхазии. То, что я оказался неправ — явилось очень хорошей новостью. Да, пышности здесь гораздо меньше, нет рек и ручьёв и почва суше, но в целом впечатления от природы остаются такими же восхитительными. В предыдущих номерах Обозревателя я пел оды уже и горам, и морю, и фауне нашего края, но если у вас нет возможности найти эти номера, внизу найдёте ссылку, с помощью которой статьи можно найти в электронном виде.
Так как горы Абхазии — это Кавказский хребет, они там выше и величественнее, но наши киренийские холмы доступнее и столь же живописны. Море — чище и дно более разнообразно для дайвинга, олив и цитрусовых больше. Однако, большой минус — отсутствие прохладных речушек, спасающих от жары, но все местные жители компенсируют это собственными бассейнами. Например, балкон нашей трёхспаленной виллы (которую мы снимаем в три раза дешевле, чем трёхкомнатная квартира в Москве) зависает над бассейном, длинна которого достигает 30 метров, чего вполне достаточно большинству людей для активного плавания. Спасительная прохлада воды, получается, находится у большинства жителей республики в метре от входной двери в свой дом.
Цивилизованность
Вообще, удобство и обустроенность жизни многое компенсируют с лихвой. Не только бассейны, имеющиеся чуть ли не в каждом доме, но и дороги, которые змейками забираются практически на любую здешнюю гору, чего и в помине не сыскать в Абхазии: тамошние горные дороги можно покорить только на полноприводном джипе. Нас реально удивило, что киренийские горы испещрены автомобильными тропинками, причём такими, что по большинству из них мы ездили на легковушке!
Качество и традиции строительства, которые называются европейским уровнем, доставляют удовольствие, — как ни крути, а приятно, когда частные дома, кафе, заведения имеют особый уют, витражные окна, хорошие полы, камины и лестницы. Разнообразие архитектуры, соответствующей принципам Золотого сечения, радует глаз. В Абхазии радость больше от природных ландшафтов, и вообще там природа превалирует, топит в своём величии здания и сооружения, подчас полуразвалившиеся.
Вот и получается, что общим впечатлениям от северной части острова Кипр удалось перевесить особое природное обаяние абхазского царства.
Безопасность
Тут и говорить нечего — в Абхазии я не мог себе позволить отпустить детей бесконтрольно гулять где вздумается. Чего уж там — я и сам, отправляясь в прогулки и походы, порой, проявлял изобретательность и вовремя называл имена местных авторитетов, с которыми знаком, если порой встречные прохожие подозрительной внешности с некоторой агрессией в интонациях начинали разговор, завидя нас издалека. По этому поводу на Северном Кипре можно полностью расслабиться.
На рынке в Сухуми я не раз сам вдруг чувствовал, как кто-то шарит по карманам моего рюкзака, но стоило обернуться, как умелец моментально оказывался за несколько прилавков от меня, окружающие разводили руками, а один на весь рынок милиционер только и мог что сделать — так это ходить по торговым рядам и предупреждать покупателей, чтобы прятали кошельки понадёжней. А на рынке Гирне, напротив, наблюдаю, что стоянка заполнена автомобилями с незакрытыми окнами, что сама атмосфера торговли расслабленная, и без боязни ношу кошелёк толстый (от кредиток) в заднем кармане.
Кстати, в Абхазии вплоть до конца 2012 года на уровне страны не были подписаны контракты с популярными платёжными системами VISA и Mastercard, хотя кое-где уже стояли банкоматы в упаковке. Всё же безопаснее носить деньги в пластике.
Люди
Тонкий вопрос. С одной стороны, общими мерилами, клеше и лекалами к человеческой сущности подходить опасно — можно ненароком обидеть хорошего человека, но с другой стороны некоторые обобщения уместны. Так вот абхазы — милейшие люди, умные и образованные и весьма гостеприимные, но жутко ленивые в смысле создания социальных благ. Даже выработался такой специальный термин: «абхазское время». Например, когда договариваешься о встрече в Абхазии, нужно понимать, что если тебе назначают время по-абхазски, значит надо не на часы смотреть, а на события и на положение солнца: ведь может пойти дождь, или корова сбежать, или встретиться кто-то по-пути, с кем разговор завяжется… Жизнь течёт в особом ритме, и в этом есть что-то притягательное, мудрое. Интуиция становится востребованной, ибо отношения людские не формализованы как в крупных цивилизациях и городах.
Особо можно отметить абхазские свадьбы и похороны, где если меньше 500 человек гостей — праздник не удался. Но всё же если приезжать в страну как турист, есть опасность не вписаться в атмосферу местного колорита, и столкнуться с неприятной агрессивностью. Случаи бывали…
А вот на Северном Кипре, кажется, и случаев-то подобной агрессии не было. Что-то никто не рассказывает. Напротив, и сам убеждался, и молва ходит об исключительной порядочности местного населения. И религиозной терпимости. Вера-то мусульманская, но в намаз никто средь бела дня на улице на коврик не кидается, и девушку в парандже редко встретишь. Хочется верить, что эти порядочность и терпимость навсегда и останутся, несмотря на то, что иностранцев на острове заметно прибавляется.
Вот течение времени здесь сродни абхазскому: так, заказанные мной кованые ворота к вилле мне делали вместо железно обещанной «недели, ну, максимум, двух» как думаете сколько?.. А вот пишите, отвечу лично)) Мои контакты и соцсети указаны в самом низу этого сайта.
Также снизу можно оставить свой комментарий по теме статьи.
|
Северный Кипр и Абхазия - две прекрасные непризнанностиСравнение Абхазии с Северным Кипром Также как и Турецкая Республика Северный Кипр (ТРСК), Абхазия отвоевала свою независимость, только не в 1974, а в 1991 году, и с тех пор развивается как самостоятельное государство под покровительством России, равно как и Кипр – под покровительством Турции.
|
Смотрите также:
Оставьте свой комментарий