Публикация в местной газете «Обозреватель»
Алексей Хохлатов. Многодетный отец, путешественник, интернет-предприниматель, писатель, фотограф. На Северном Кипре с февраля 2013.
В прошедший выходной день свершилось открытие. Не успел я загадать желание побывать на самой-самой вершине наших киренийских гор, высказав его в статье предыдущего номера Обозревателя, как совершенно неожиданно это желание сбылось, и самым лучшим образом.
Хорошее начало
В воскресный день, который начинался почти безоблачно, мы решили посетить замок Святого Иллариона, и уже на подъезде было видно, что поднявшись на его вершину, мы коснёмся туч, словно исполняя слова песенки: «не смотрите вы, пожалуйста, с высока-а, а по небу прокати-ите нас, облака». Так и случилось. Ливень, идущий из облака, в котором находишься, совсем не таков, как на поверхности земли. Здесь воочию наблюдаешь как вода, устремляясь к земле, тут же поднимается обратно, извиваясь в причудливых испарениях, появляющихся буквально из воздуха.
Конечно, пришлось помокнуть, но совсем чуть-чуть, а готовый обед, купленный предварительно в супермаркете Лемар, превратился в настоящую королевскую трапезу, достаточно было лишь включить воображение, находясь в сохранившейся части дворца, из которого открывается красивейший панорамный вид на Караолунолу и Алсанжак. Раскатистый и категоричный гром, не заставляющий себя ждать после вспышек молнии, придал храбрости, наряду с обрывистыми скалами, каким-то образом выпрыгнувшими прямо из земли, и теперь заставляющими нас карабкаться на самый верх по крутым ступенькам, заботливо выложенным приветливыми киприотами. Впрочем, для его усмирения на самой вершине горы, где как птичье гнездо разместилась эта романтичная крепость 12-го века нашей эры, имеется громоотвод на высоте 732 метра от уровня моря.
Отсюда великолепно видно как туча буквально обрушивается на землю и море, как грозно движется она по задуманному ветром маршруту, то и дело ворча раскатами, и атмосфера, радуясь произошедшей разрядке, расплывается в улыбке полноцветной, яркой радуги-дуги. А в море резкими веерами вдаются песчаные вулканы, сбежавшие благодаря ливню со всех оврагов и расщелин.
Дорога по лезвию гор
И спускаясь по всей этой красоте вниз, мы обнаружили асфальтированную двухполосную дорогу, по которой ни разу, сколько я был в замке, не приходило в голову поехать. Она начинается не доезжая буквально 200 метров до стоянки замка. Мы решили просто доехать до первого поворота, потому что было видно, что от него должен открыться вид на юг, на Лефкошу (Никосию). И действительно, буквально несколько сот метров, и мы наблюдали ровную стрелу дороги, ведущей на столицу обеих частей Кипра, стоя на почти километровой высоте и повисшие над землёй шапки южнокипрских гор (рассмотрите их на размещённой здесь или в моём альбоме в фейсбуке фотографии). Впечатляющее зрелище!
Немного колебаний — возвращаться или ехать дальше, в неизведанное — и любопытство взяло верх, мы поехали по горной асфальтированной дороге, с которой уже исчезла разделительная полоса, в сторону Алсанжака.
Знали бы мы, что мы проедем по самой верхушке всего горного хребта Северного Кипра западнее перевала Лефкоша-Гирне! Ощущения, которые я описал в первых абзацах, умножились и начали возводиться в степень восторга. Все уже успевшие стать любимыми места, находясь в которых взахлёб всматривался я в кромку этих гор, богатую соснами, теперь наблюдаются мною в обратном направлении!
Во-о-он, смотрите, пляж Эскейп и обелиск в честь освободительной турецкой армии, вон дорожная развилка, где начинается Караолуноглу, вон волнорез пляжа Камелот, горный район Ешилтепе, разветвление дороги у монумента «Девушка с факелом и голубем», Лапта… Рельеф угадывается, а что трудно уловить взглядом — фотографируется, приближается в режиме просмотра фотографий и, таким образом, распознаётся.
Оказывается там, на самой вершине гор, есть равнины, опушки, разрушенные строения, стоянки «древних» людей прошлого века… Особая природа, пышная и местами без стеснений буйная. А дорога ровная и вполне безопасная, но ехать, конечно, надо в любом случае аккуратно.
Танк в облачном тумане
И вдруг откуда ни возьмись, на обочине завален танк. Такого же типажа, что стоят в музее боевой славы возле пляжа Эскейп. А его длиннющие тяжёлые гусеницы служат теперь ограждением на обочине дороги. Как попала сюда эта техника? Как съехал танк с дороги? Есть основания считать, что в 1974 не так здесь было ровно. А может быть шальной снаряд… Хотя трудно представить себе, что на такую высоту может с исключительной точностью что-либо долететь.
И как раз у этой машины, тщательно оборудованной удобным лестничным подходом к ней и пояснительным плакатом (не на русском), нас вместе с верхушкой горы, по которой мы проезжаем, накрыла туча. Собственно, внутри она совсем не «белогривая лошадка», и никак не посидеть на ней и уж тем более не покататься. Хотя говорят, что и по воде можно ходить, значит всё возможно. Но мы попробовали — не получается. Туча внутри — сплошной густой туман. Причём отличающийся от тумана наземного, по крайней мере в этих горах. Какой-то особый запах и плотность…
Дальше ехали наощупь, включив фары ближнего света, и осознавая, что где сейчас белая пелена за обрывами — там, должно быть, в ясный день какой-нибудь красуется пейзаж. Но долго ли ехать вперёд? Мы готовы ко всему! А по ощущениям — едем уже над Кршеякой.
Загадочный Козанкёй
И вдруг — резкий поворот, и из тумана быстро выплыли глыбы, к которым явно приложил руку человек. Оказалось — настоящий миникарьер, только высокогорный. Камень здесь прям рыжий, видимо, богат железной рудой. Объехали — а с другой стороны этот булыжник похож на лошадь, симпатичную, с пышной гривой и раскидистым хвостом, которой теперь можете полюбоваться и вы на этой фотографии.
И вдруг — встречный свет фар! В узком месте дороги, на обрыве, мы встретились с другими путешественниками, поднимающимися в гору там, где мы уже спускались. Успеют ли они налюбоваться пейзажами до заката, ведь всё же уже пять часов после полудня? Чтобы разъехаться на дороге одному из нас пришлось дать задний ход, чтобы доехать до расширения дороги, которыми она предусмотрительно изобилует.
И вот дорога петлеобразно устремляется вниз, и мы вскоре выезжаем из тумана под названием облако, успевая крутить головой по сторонам, жадно выхватывая очередной вид за видом и то и дело опять останавливаясь, чтобы налюбоваться. Развилка: Козанкёй-Кршияка. Уже скоро начнёт темнеть, и поэтому мы выбираем дорогу вниз, в Кршияку, смирившись с тем, что указатель вверх будет какое-то время напоминать нам о загадочном Козанкёе, пока мы не решимся на путешествие в этот населённый пункт. Кстати, дорога на него снабжена воротами, которые, впрочем, были открыты.
Мчась по шоссе обратно в Гирне, который я называю столицей курортной части республики, мы смотрели на уже покорённую вершину нашего северокипрского хребта, теперь уже узнавая его профиль как раскрытую тайну.
Справочная информация
Всё путешествие вместе с посещением замка Св. Иллариона заняло у нас 5 с лишним часов. Удобнее всего начинать его с востока, но если кому-то будет удобнее двигаться с запада — надо будет начинать подъём в Кршияке, следовать указателю на Козанкёй, и ориентиром при подъезде к началу горного хребта может послужить мечеть. Бензина в баке должно быть достаточно, а водитель нужен достаточно опытный и осторожный. На всякий случай взять с собой накидочку на плечи, какая бы жара не стояла у подножия, и, конечно же, фотоаппарат, ибо захочется поделиться впечатлениями с близкими и самим не раз вернуться воображением в эти романтичные высоты.
Свои впечатления о статье оставьте снизу в комментарии.
|
По лезвию киренийских гор, часть IС замиранием духа по горному хребту Северного Кипра Здесь воочию наблюдаешь как вода, устремляясь к земле, тут же поднимается обратно, извиваясь в причудливых испарениях, появляющихся буквально из воздуха.
|
Смотрите также:
Оставьте свой комментарий